Новости

Отчетность по экологическому сбору

Экологический сбор относится к категории неналогового дохода федерального бюджета России. По действующему законодательству отчетность по экосбору должны вести все предприятия, компании и организации, занимающиеся производством либо импортом товаров, которые по факту утери потребительских свойств подлежат утилизации. Это касается и упаковки товара.

Мероприятия по экологическому сбору позволяют государству организовать контроль за правильной утилизацией товаров, перешедших в категорию отходы, и тем самым сформировать комплекс мер по защите окружающей среды, а также стимулировать предприятия к организации самостоятельной утилизации продукции и упаковки, потерявших потребительские свойства.

Какой законодательной базой регулируется отчетность по экосбору

Мероприятия по экосбору регламентируются рядом законодательных актов. В числе главных документов нормативной базы, которые регулируют формирование отчетности и уплаты экологического сбора:

  • п. 8 ст. 2 Закона № 89-ФЗ;
  • п. 4.1 ст. 2 Закона № 89-ФЗ;
  • постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (в ред. от 25.07.2018);
  • постановление Правительства РФ от 08.12.2015№ 1342 (в ред. от 17.10.2018);
  • распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 г. №2970-р;
  • постановление Правительства РФ от 30.12.2015№ 1520 (приложения 10, 11);
  • приказ Росприроднадзора от 22.08.2016№ 488.

Кто должен составлять отчетность по экологическому сбору

Законами и нормативными актами определен Перечень товаров и категорий упаковки, которые подлежат утилизации после утраты своих потребительских свойств. На данный момент этот Перечень содержит более 50 наименований товаров и упаковки. Их утилизацию должны обеспечивать все юридические лица и индивидуальные предприниматели. В том случае, если предприятие или компания не может организовать самостоятельную утилизацию товара или упаковки из утвержденного законодательством Перечня, оно обязано вести отчетность и уплачивать экосбор.

Важно помнить, что если компания обеспечивает утилизацию только части отходов, она обязана вести отчетность и уплачивать экосбор за тот процент продукции, которая не была переработана.

Также экосбор уплачивается и теми субъектами, которые взяли на себя обязательства утилизировать товары и упаковку, перешедшие в категорию отходы, но не выполнили их.

Что нужно знать про экологический сбор

Администратором, субъектом контроля, получателем экологического сбора является Росприроднадзор. Средства с уплат по экологическому сбору направляются для реализации государственных программ, связанных с защитой окружающей среды.

Некоторые субъекты хозяйствования путают экологический сбор с платой за загрязнение окружающей среды. Но это разные направления отчетности и отождествлять их неправильно.

Кроме того, работая с отчетностью по экологическому сбору, важно помнить следующие основополагающие моменты:

  • в том случае, если предприятие организует самостоятельную утилизацию продукции, потерявшей свои потребительские свойства, для отходов I-IV классов опасности нужно получить соответствующую лицензию на деятельность по обращению с отходами. Отходы V класса опасности утилизируются без дополнительных разрешений;
  • если утилизацией отходов предприятия I-IV классов опасности занимается сторонняя специализированная компания, к отчетности по нормативам утилизации прилагается дополнительный пакет документов, который включает договор о сотрудничестве с данной компанией, копию лицензии и акт об утилизации;
  • утилизировать товары и упаковку, потерявшие потребительские свойства, организация может на всей территории России, независимо от своего местоположения.

Какие предусмотрены формы отчетности по экологическому сбору

На текущий момент пакет документации по экологическому сбору содержит следующие формы отчетности:

  • декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в Перечень. Форма декларации утверждена постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (в ред. от 25.07.2018);
  • отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.Форма отчетности утверждена постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 (в ред. от 17.10.2018);
  • отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров для организаций, у которых есть указанные объекты. Отчет состоит из двух таблиц, включающих в себя данные о местах сбора отходов и о наличии мощностей по утилизации. Форма отчета утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.2015№ 1520 (приложения 10, 11);
  • расчет суммы экологического сборапо форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.

Какие штрафы предусмотрены за неправильное ведение отчетности по экологическому сбору

За непредоставление отчетности по экологическому сбору или несвоевременную подачу документов по экологической отчетности в надзорные органы действующим законодательством предусмотрены следующие штрафные санкции (статья 8.41.1. КоАП РФ) :

  • должностных лиц — от 5 000 до 7 000 руб.;
  • индивидуальных предпринимателей — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 250 000 руб.;
  • организаций — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 500 000 руб.

Получите Бесплатную консультацию

    Вопрос ответ

    Вопрос

    Какие специалисты должны иметь допуск на работу с отходами I-IV класса опасности?

    Ответ

    В соответствии со ст. 15 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (от 24.06.1998 г.) пройти профессиональную подготовку и получить сертификат государственного образца должны специалисты предприятия, которые занимаются сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов I — IV классов опасности.

    Вопрос

    Какими нормативными документами регулируется составление расчета НДВ?

    Ответ

    Составление расчета нормативов допустимых выбросов в атмосферу регулируется на основании следующих законодательных документов:

    • ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
    • СаНПин 2.1.6.1032 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха»;
    • КоАП РФ, ст. 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха».
    Вопрос

    Как долго действует лицензия по обращению с опасными отходами?

    Ответ

    Действие лицензии по обращению с отходами с I по IV класс опасности бессрочно. Однако в связи с изменениями законодательства документы, выданные до 1 июля 2015 года, необходимо оформить заново.

    Вопрос

    Какая административная ответственность грозит за отсутствие проекта зон санитарной охраны?

    Ответ

    Административная ответственность за отсутствие проекта ЗСО определяется в соответствии с ФЗ № 195 от 30.12.2001, статьи 8.13-15:

    • загрязнение воды, нарушение правил эксплуатации водных сооружений — 10 – 20 тысяч рублей для юрлиц;
    • загрязнение, засорение/истощение источников — 30 – 40 тысяч рублей для юрлиц;
    • нарушение правил при заборе воды, сбросе стоков в водные объекты — 10 – 20 тысяч рублей или приостановка деятельности до 90 суток для юрлиц.
    Вопрос

    Кто должен проходить профессиональную подготовку по программе экологической безопасности?

    Ответ

    В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ст.73 руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

    Документация

    Задать вопрос

    Задайте нам вопрос в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. И мы постараемся ответить на него в течении часа.
    Ответ придет на вашу почту.

      Заказ услуги

      заказанная услуга