Новости

Отчетность по экологическому сбору

Экологический сбор относится к категории неналогового дохода федерального бюджета России. По действующему законодательству отчетность по экосбору должны вести все предприятия, компании и организации, занимающиеся производством либо импортом товаров, которые по факту утери потребительских свойств подлежат утилизации. Это касается и упаковки товара.

Мероприятия по экологическому сбору позволяют государству организовать контроль за правильной утилизацией товаров, перешедших в категорию отходы, и тем самым сформировать комплекс мер по защите окружающей среды, а также стимулировать предприятия к организации самостоятельной утилизации продукции и упаковки, потерявших потребительские свойства.

Какой законодательной базой регулируется отчетность по экосбору

Мероприятия по экосбору регламентируются рядом законодательных актов. В числе главных документов нормативной базы, которые регулируют формирование отчетности и уплаты экологического сбора:

  • п. 8 ст. 2 Закона № 89-ФЗ;
  • п. 4.1 ст. 2 Закона № 89-ФЗ;
  • постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (в ред. от 25.07.2018);
  • постановление Правительства РФ от 08.12.2015№ 1342 (в ред. от 17.10.2018);
  • распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 г. №2970-р;
  • постановление Правительства РФ от 30.12.2015№ 1520 (приложения 10, 11);
  • приказ Росприроднадзора от 22.08.2016№ 488.

Кто должен составлять отчетность по экологическому сбору

Законами и нормативными актами определен Перечень товаров и категорий упаковки, которые подлежат утилизации после утраты своих потребительских свойств. На данный момент этот Перечень содержит более 50 наименований товаров и упаковки. Их утилизацию должны обеспечивать все юридические лица и индивидуальные предприниматели. В том случае, если предприятие или компания не может организовать самостоятельную утилизацию товара или упаковки из утвержденного законодательством Перечня, оно обязано вести отчетность и уплачивать экосбор.

Важно помнить, что если компания обеспечивает утилизацию только части отходов, она обязана вести отчетность и уплачивать экосбор за тот процент продукции, которая не была переработана.

Также экосбор уплачивается и теми субъектами, которые взяли на себя обязательства утилизировать товары и упаковку, перешедшие в категорию отходы, но не выполнили их.

Что нужно знать про экологический сбор

Администратором, субъектом контроля, получателем экологического сбора является Росприроднадзор. Средства с уплат по экологическому сбору направляются для реализации государственных программ, связанных с защитой окружающей среды.

Некоторые субъекты хозяйствования путают экологический сбор с платой за загрязнение окружающей среды. Но это разные направления отчетности и отождествлять их неправильно.

Кроме того, работая с отчетностью по экологическому сбору, важно помнить следующие основополагающие моменты:

  • в том случае, если предприятие организует самостоятельную утилизацию продукции, потерявшей свои потребительские свойства, для отходов I-IV классов опасности нужно получить соответствующую лицензию на деятельность по обращению с отходами. Отходы V класса опасности утилизируются без дополнительных разрешений;
  • если утилизацией отходов предприятия I-IV классов опасности занимается сторонняя специализированная компания, к отчетности по нормативам утилизации прилагается дополнительный пакет документов, который включает договор о сотрудничестве с данной компанией, копию лицензии и акт об утилизации;
  • утилизировать товары и упаковку, потерявшие потребительские свойства, организация может на всей территории России, независимо от своего местоположения.

Какие предусмотрены формы отчетности по экологическому сбору

На текущий момент пакет документации по экологическому сбору содержит следующие формы отчетности:

  • декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в Перечень. Форма декларации утверждена постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (в ред. от 25.07.2018);
  • отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.Форма отчетности утверждена постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 (в ред. от 17.10.2018);
  • отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров для организаций, у которых есть указанные объекты. Отчет состоит из двух таблиц, включающих в себя данные о местах сбора отходов и о наличии мощностей по утилизации. Форма отчета утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.2015№ 1520 (приложения 10, 11);
  • расчет суммы экологического сборапо форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.

Какие штрафы предусмотрены за неправильное ведение отчетности по экологическому сбору

За непредоставление отчетности по экологическому сбору или несвоевременную подачу документов по экологической отчетности в надзорные органы действующим законодательством предусмотрены следующие штрафные санкции (статья 8.41.1. КоАП РФ) :

  • должностных лиц — от 5 000 до 7 000 руб.;
  • индивидуальных предпринимателей — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 250 000 руб.;
  • организаций — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 500 000 руб.

Получите Бесплатную консультацию

    Вопрос ответ

    Вопрос

    Какие документы должны быть  на предприятии для подготовки экологической отчетности за 2021 год?

    Ответ

    Для того, чтобы быстро и правильно подготовить экологическую отчетность за 2021 год,на предприятии должны быть следующие документы:
    1.Журнал образования и движения отходов, подготовленный в соответствии с Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». 

    Порядок учета в области обращения с отходами ( журнал движения отходов) оформляется на основании следующих первичных данных:

    1. Договоры  передачи отходов производства и потребления на использование/обезвреживание и размещение отходов. Лицензии по обращению с отходами специализированных предприятий,осуществляющих прием отходов на использование/обезвреживание и размещение отходов.

    2. Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подготовленная в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 07.08.2018 N 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных ( загрязняющих) веществ атмосферный воздух…»

    3.Расчет НДВ (для предприятий,которые относятся к объектам НВОС  I-III категории).

    4. Протоколы по лабораторному контролю промышленных выбросов в соответствии с планом-графиком контроля ПЭК.

    5.Расчет НДС ( при наличии сбросов загрязняющих веществ в водные объекты).

    6. Протоколы по лабораторному контролю сбросов сточных  вод водные объекты ( при наличии сбросов загрязняющих веществ в водные объекты).

    7. Проект НООЛР (для предприятий,которые относятся к объектам НВОС  I-III категории).

    8. Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) для предприятий, которые относятся ко II-ой категории объектов НВОС.

     

     

    Вопрос

    Какие документы регулируют разработку Программы экологического контроля?

    Ответ

    Программу экологического контроля должны разрабатывать все предприятия и организации с I по III класс опасности, чья деятельность связана с загрязнением окружающей среды. Разработка программы экологического контроля регулируется следующими нормативными документами:

    • ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ст. 67);
    • ФЗ № 96-ФЗ (ст. 25);
    • ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ст. 26);
    • Приказы МПР №№ 74 и 261;
    • ГОСТ Р 56062-2014 и 56061-2014.
    Вопрос

    Каков размер штрафов за отсутствие расчета класса опасности отходов?

    Ответ

    При отсутствии необходимой документации по расчетам класса опасности отходов предусмотрены следующие санкции:

    • Для граждан — от 1 000 до 2 000 рублей;
    • Для должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей;
    • Для предпринимателей без образования юрлица — от 30 000 до 50 000 рублей;
    • Для юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей.

    Для предпринимателей и юрлиц возможно наказание в виде приостановления деятельности сроком до трёх месяцев.

    Вопрос

    Какие предприятия должны выполнять специальную оценку условий труда?

    Ответ

    В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда» специальную оценку условий труда должны проводить все работодатели страны. СОУТ является единственной нормативно закрепленной процедурой, позволяющей оценить условия труда на рабочих местах в организациях разных отраслей промышленности.

    Вопрос

    Какую отчетность предоставляет предприятие, если у него нет разрешения на выброс отходов?

    Ответ

    Если разрешение на выброс отходов не получено или не переоформлено в срок, определённый законодательством, предприятие предоставляет первичные данные по фактическим выбросам.

    Документация

    Задать вопрос

    Задайте нам вопрос в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. И мы постараемся ответить на него в течении часа.
    Ответ придет на вашу почту.

      Заказ услуги

      заказанная услуга