Новости

Инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — это комплекс мероприятий по сбору и упорядочению информации и сведений о распределении источников загрязнения на территории предприятия (компании, организации), классе опасности источников выбросов, количестве и составе выбросов вредных веществ в атмосферу. После проведения инвентаризации составляется отчет, который хранится на предприятии и предоставляется при проверках Росприроднадзора.

Данный процесс регулируется Федеральным законом N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Приказом Минприроды России от  19 ноября 2021 г. N 871. Об утверждении порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.

Кто и когда должен проводить инвентаризацию источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух

Инвентаризацию источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух должны проводить все предприятия, компании и организации, которые по специфике своей деятельности производят выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

До 2019 года инвентаризация проводилась с периодичностью раз в 5 лет. После редакции закона N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» этот срок был изменен на один раз в 7 лет. Также был введен термин «корректировка инвентаризации», который предусматривает проведение следующей инвентаризации или внесение поправок в инвентаризационную документацию после реализации каких-либо изменений в организации рабочего технического процесса на предприятии, повлекших за собой количественные или качественные изменения выбросов.

Например, причиной для проведения новых исследований по выбросам и внесению корректировок в инвентаризацию может стать замена оборудования, смена производственного сырья, обнаружение несоответствий между показаниями выбросов, проведенными ранее, и нынешней ситуацией.

Дополнительной корректировки или иного оформления данных, которые не изменились, не требуется.

Какие задачи выполняет инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух

Главные цели и задачи инвентаризации источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух:

  • выявление и учет всех стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • установление и изучение количественных показателей выбросов;
  • установление и изучение качественных показателей выбросов;
  • систематизация полученных данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • документирование полученных данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Чаще всего инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферу проводится для постановки на государственный учет объектов негативного воздействия.

Как проводится инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух

В ходе проведения инвентаризации источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух выполняется следующий алгоритм действий:

  • проводится обследование территории инвентаризационного объекта, анализ проектной документации, видов деятельности предприятия, а также анализ данных предыдущих инвентаризаций, если такие ранее выполнялись;
  • определяются технические устройства, а также процессы, которые являются источниками загрязнения;
  • выполняется систематизация сведений о размещении объектов и источников загрязнения на территории предприятия;
  • изучается состояние и особенности функционирования оборудования по очистке газа (ГОУ);
  • устанавливаются и фиксируются типы и технические характеристики оборудования, которое является источником загрязнения;
  • определяются и фиксируются качественные и количественные показатели выбросов;
  • проводится документирование результатов инвентаризации.

Штрафы и ответственность за выбросы вредных веществ в атмосферу

Штрафы и санкции за нарушение законодательства по выбросам вредных веществ в атмосферу варьируются в зависимости от статуса лица, совершившего нарушение, а также специфики нарушения.

За выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения предусмотрены следующие штрафные санкции:

  • для должностных лиц — 40 000 – 50 000 руб;
  • для ИП — 30 000 — 50 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц — 180 000 — 250 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток.

За нарушение условий разрешения на выброс или вредное физическое воздействие:

  • для должностных лиц — 40 000 – 50 000 руб;
  • для ИП — 30 000 — 50 000 руб;
  • для юридических лиц — 80 000 — 100 000 руб.

За нарушение правил эксплуатации, неиспользование либо использование неисправных ГОУ и аппаратуры контроля выбросов:

  • для должностных лиц — 1 000 – 2 000 руб;
  • для ИП — 1 000 — 2 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц — 10 000 — 20 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток.

Получите Бесплатную консультацию

    Вопрос ответ

    Вопрос

    Какими нормативно-правовыми актами регулируется разработка раздела ОВОС?

    Ответ
    • Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. №372 “Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации”;
    • ФЗ от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ “Об экологической экспертизе” (с изменениями и дополнениями);
    • Приказом Госкомэкологии РФ от 17.06.1997 г. №280 “Об утверждении “Регламента проведения государственной экологической экспертизы” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.07.1997 №1359).
    Вопрос

    В чем преимущество внештатного эколога?

    Ответ

    Внештатный эколог на предприятии – это персональный специалист -эколог компании Экологический Партнёр, который закрепляется за предприятием,заключившим договор на абонентское экологическое обслуживание. Данный специалист осуществляет   сопровождение предприятия по всем вопросам в области охраны окружающей среды и природопользования в соответствии с природоохранным законодательством РФ. Подобное сотрудничество формирует ряд очевидных преимуществ, в числе которых:

    • экономия средств за счет отсутствия необходимости содержания штатного специалиста с постоянной заработной платой;
    • возможность организовать природоохранную деятельность на предприятии с помощью опытного специалиста эколога;
    • полный комплекс услуг по экологическому сопровождению предприятия с подготовкой пакета документов по нормированию в области охраны окружающей среды и природопользования, экологической отчетности на предприятии, а также по  взаимодействию с контролирующими органами по вопросам их утверждения (согласования).
    Вопрос

    Когда проводится внеплановая проверка Росприроднадзора?

    Ответ

    Внеплановая проверка Росприроднадзора проводится, если есть основания полагать, что в результате деятельности предпринимателя или организации происходит негативное влияние на окружающую среду. Чаще всего поводами для непланового прихода инспекторов служат жалобы граждан, сообщения в средствах массовой информации или обращения других надзорных ведомств, а также завершение срока исполнения ранее предъявленного предписания. Организуя внеплановую проверку, чиновники обосновывают ее причину в специальном уведомлении, которым проверяемое лицо извещается о приходе инспекторов.

    Вопрос

    На основании каких документов разрабатывается СЗЗ?

    Ответ

    Разработка проекта санитарно-защитной зоны осуществляется по нормативам СанПиН на основании следующей документации:

    • информации о деятельности и структуре предприятия;
    • реквизитов организации;
    • свидетельства о государственной регистрации;
    • карты-схемы объекта (в масштабе 1:500);
    • ситуационной карты-схемы расположения объекта (1:2000);
    • описания технологического процесса, перечня оборудования, а также предполагаемых объёмов производства;
    • проекта вентиляции/кондиционирования.

    В зависимости от направленности и особенностей деятельности организации кроме вышеперечисленной документации для составления СЗЗ может понадобиться ряд других дополнительных документов.

    Вопрос

    Какие предприятия и организации должны производить расчеты Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение?

    Ответ

    В рамках Комплексного Экологического Разрешения и на основании Декларации о воздействии на окружающую среду производить расчеты Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должны юридические лица и ИП, имеющие производства I и II категории опасности. Владельцы промышленных объектов III и IV категории опасности НВОС разрабатывать НООРЛ не обязаны.

    Документация

    Задать вопрос

    Задайте нам вопрос в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. И мы постараемся ответить на него в течении часа.
    Ответ придет на вашу почту.

      Заказ услуги

      заказанная услуга