Новости

Инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — это комплекс мероприятий по сбору и упорядочению информации и сведений о распределении источников загрязнения на территории предприятия (компании, организации), классе опасности источников выбросов, количестве и составе выбросов вредных веществ в атмосферу. После проведения инвентаризации составляется отчет, который хранится на предприятии и предоставляется при проверках Росприроднадзора.

Данный процесс регулируется Федеральным законом N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Приказом Минприроды России от  19 ноября 2021 г. N 871. Об утверждении порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.

Кто и когда должен проводить инвентаризацию источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух

Инвентаризацию источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух должны проводить все предприятия, компании и организации, которые по специфике своей деятельности производят выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

До 2019 года инвентаризация проводилась с периодичностью раз в 5 лет. После редакции закона N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» этот срок был изменен на один раз в 7 лет. Также был введен термин «корректировка инвентаризации», который предусматривает проведение следующей инвентаризации или внесение поправок в инвентаризационную документацию после реализации каких-либо изменений в организации рабочего технического процесса на предприятии, повлекших за собой количественные или качественные изменения выбросов.

Например, причиной для проведения новых исследований по выбросам и внесению корректировок в инвентаризацию может стать замена оборудования, смена производственного сырья, обнаружение несоответствий между показаниями выбросов, проведенными ранее, и нынешней ситуацией.

Дополнительной корректировки или иного оформления данных, которые не изменились, не требуется.

Какие задачи выполняет инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух

Главные цели и задачи инвентаризации источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух:

  • выявление и учет всех стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • установление и изучение количественных показателей выбросов;
  • установление и изучение качественных показателей выбросов;
  • систематизация полученных данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • документирование полученных данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Чаще всего инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферу проводится для постановки на государственный учет объектов негативного воздействия.

Как проводится инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух

В ходе проведения инвентаризации источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух выполняется следующий алгоритм действий:

  • проводится обследование территории инвентаризационного объекта, анализ проектной документации, видов деятельности предприятия, а также анализ данных предыдущих инвентаризаций, если такие ранее выполнялись;
  • определяются технические устройства, а также процессы, которые являются источниками загрязнения;
  • выполняется систематизация сведений о размещении объектов и источников загрязнения на территории предприятия;
  • изучается состояние и особенности функционирования оборудования по очистке газа (ГОУ);
  • устанавливаются и фиксируются типы и технические характеристики оборудования, которое является источником загрязнения;
  • определяются и фиксируются качественные и количественные показатели выбросов;
  • проводится документирование результатов инвентаризации.

Штрафы и ответственность за выбросы вредных веществ в атмосферу

Штрафы и санкции за нарушение законодательства по выбросам вредных веществ в атмосферу варьируются в зависимости от статуса лица, совершившего нарушение, а также специфики нарушения.

За выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения предусмотрены следующие штрафные санкции:

  • для должностных лиц — 40 000 – 50 000 руб;
  • для ИП — 30 000 — 50 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц — 180 000 — 250 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток.

За нарушение условий разрешения на выброс или вредное физическое воздействие:

  • для должностных лиц — 40 000 – 50 000 руб;
  • для ИП — 30 000 — 50 000 руб;
  • для юридических лиц — 80 000 — 100 000 руб.

За нарушение правил эксплуатации, неиспользование либо использование неисправных ГОУ и аппаратуры контроля выбросов:

  • для должностных лиц — 1 000 – 2 000 руб;
  • для ИП — 1 000 — 2 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц — 10 000 — 20 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток.

Получите Бесплатную консультацию

    Вопрос ответ

    Вопрос

    Что такое паспорт ПГУ и кому нужно его разрабатывать?

    Ответ

    Паспорт ГОУ или ПГУ – это документ на оборудование, предназначенное для очистки загрязненного воздуха или газа. В паспорте ГОУ или ПГУ содержится полная техническая информация о промышленной установке, а также условиях ее использования. В процессе эксплуатации оборудования в паспорт ГОУ или ПГУ вносятся данные проводимых плановых и внеплановых проверок.

    Паспорт ПГУ или ГОУ должны разрабатывать все объекты, которые используют газоочистительное и пылеулавливающее оборудование. Паспорт разрабатывается для каждой отдельной установки.

    Вопрос

    Какие предприятия и организации должны выполнять расчет НДВ?

    Ответ

    Расчеты нормативов допустимых выбросов в атмосферу, которые предполагают определение максимального допустимого количества выбросов в атмосферный воздух химических продуктов, микроорганизмов и других вредных веществ промышленными стационарными источниками, должны выполнять следующие категории предприятий и организаций:

    • юрлица и ИП без образования юрлица, планирующие или осуществляющие строительство производственных объектов I и II класса опасности;
    • юрлица и ИП без образования юрлица, уже ведущие деятельность на предприятии II класса опасности.

    По действующему законодательству объекты IV класса опасности расчёт нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу не производит.

    Вопрос

    Какими нормативно-правовыми актами регулируется разработка раздела ОВОС?

    Ответ
    • Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. №372 “Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации”;
    • ФЗ от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ “Об экологической экспертизе” (с изменениями и дополнениями);
    • Приказом Госкомэкологии РФ от 17.06.1997 г. №280 “Об утверждении “Регламента проведения государственной экологической экспертизы” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.07.1997 №1359).
    Вопрос

    Какие документы должны быть  на предприятии для подготовки экологической отчетности за 2021 год?

    Ответ

    Для того, чтобы быстро и правильно подготовить экологическую отчетность за 2021 год,на предприятии должны быть следующие документы:
    1.Журнал образования и движения отходов, подготовленный в соответствии с Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». 

    Порядок учета в области обращения с отходами ( журнал движения отходов) оформляется на основании следующих первичных данных:

    1. Договоры  передачи отходов производства и потребления на использование/обезвреживание и размещение отходов. Лицензии по обращению с отходами специализированных предприятий,осуществляющих прием отходов на использование/обезвреживание и размещение отходов.

    2. Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подготовленная в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 07.08.2018 N 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных ( загрязняющих) веществ атмосферный воздух…»

    3.Расчет НДВ (для предприятий,которые относятся к объектам НВОС  I-III категории).

    4. Протоколы по лабораторному контролю промышленных выбросов в соответствии с планом-графиком контроля ПЭК.

    5.Расчет НДС ( при наличии сбросов загрязняющих веществ в водные объекты).

    6. Протоколы по лабораторному контролю сбросов сточных  вод водные объекты ( при наличии сбросов загрязняющих веществ в водные объекты).

    7. Проект НООЛР (для предприятий,которые относятся к объектам НВОС  I-III категории).

    8. Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) для предприятий, которые относятся ко II-ой категории объектов НВОС.

     

     

    Вопрос

    Какие предприятия и организации должны производить расчеты Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение?

    Ответ

    В рамках Комплексного Экологического Разрешения и на основании Декларации о воздействии на окружающую среду производить расчеты Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должны юридические лица и ИП, имеющие производства I и II категории опасности. Владельцы промышленных объектов III и IV категории опасности НВОС разрабатывать НООРЛ не обязаны.

    Документация

    Задать вопрос

    Задайте нам вопрос в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. И мы постараемся ответить на него в течении часа.
    Ответ придет на вашу почту.

      Заказ услуги

      заказанная услуга