Новости

Инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — это комплекс мероприятий по сбору и упорядочению информации и сведений о распределении источников загрязнения на территории предприятия (компании, организации), классе опасности источников выбросов, количестве и составе выбросов вредных веществ в атмосферу. После проведения инвентаризации составляется отчет, который хранится на предприятии и предоставляется при проверках Росприроднадзора.

Данный процесс регулируется Федеральным законом N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Кто и когда должен проводить инвентаризацию источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух

Инвентаризацию источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух должны проводить все предприятия, компании и организации, которые по специфике своей деятельности производят выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

До 2019 года инвентаризация проводилась с периодичностью раз в 5 лет. После редакции закона N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» этот срок был изменен на один раз в 7 лет. Также был введен термин «корректировка инвентаризации», который предусматривает проведение следующей инвентаризации или внесение поправок в инвентаризационную документацию после реализации каких-либо изменений в организации рабочего технического процесса на предприятии, повлекших за собой количественные или качественные изменения выбросов.

Например, причиной для проведения новых исследований по выбросам и внесению корректировок в инвентаризацию может стать замена оборудования, смена производственного сырья, обнаружение несоответствий между показаниями выбросов, проведенными ранее, и нынешней ситуацией.

Дополнительной корректировки или иного оформления данных, которые не изменились, не требуется.

Какие задачи выполняет инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух

Главные цели и задачи инвентаризации источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух:

  • выявление и учет всех стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • установление и изучение количественных показателей выбросов;
  • установление и изучение качественных показателей выбросов;
  • систематизация полученных данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • документирование полученных данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Чаще всего инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферу проводится для постановки на государственный учет объектов негативного воздействия.

Как проводится инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух

В ходе проведения инвентаризации источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух выполняется следующий алгоритм действий:

  • проводится обследование территории инвентаризационного объекта, анализ проектной документации, видов деятельности предприятия, а также анализ данных предыдущих инвентаризаций, если такие ранее выполнялись;
  • определяются технические устройства, а также процессы, которые являются источниками загрязнения;
  • выполняется систематизация сведений о размещении объектов и источников загрязнения на территории предприятия;
  • изучается состояние и особенности функционирования оборудования по очистке газа (ГОУ);
  • устанавливаются и фиксируются типы и технические характеристики оборудования, которое является источником загрязнения;
  • определяются и фиксируются качественные и количественные показатели выбросов;
  • проводится документирование результатов инвентаризации.

Штрафы и ответственность за выбросы вредных веществ в атмосферу

Штрафы и санкции за нарушение законодательства по выбросам вредных веществ в атмосферу варьируются в зависимости от статуса лица, совершившего нарушение, а также специфики нарушения.

За выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения предусмотрены следующие штрафные санкции:

  • для должностных лиц — 40 000 – 50 000 руб;
  • для ИП — 30 000 — 50 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц — 180 000 — 250 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток.

За нарушение условий разрешения на выброс или вредное физическое воздействие:

  • для должностных лиц — 40 000 – 50 000 руб;
  • для ИП — 30 000 — 50 000 руб;
  • для юридических лиц — 80 000 — 100 000 руб.

За нарушение правил эксплуатации, неиспользование либо использование неисправных ГОУ и аппаратуры контроля выбросов:

  • для должностных лиц — 1 000 – 2 000 руб;
  • для ИП — 1 000 — 2 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц — 10 000 — 20 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток.

Получите Бесплатную консультацию

    Вопрос ответ

    Вопрос

    Какие документы регулируют разработку Программы экологического контроля?

    Ответ

    Программу экологического контроля должны разрабатывать все предприятия и организации с I по III класс опасности, чья деятельность связана с загрязнением окружающей среды. Разработка программы экологического контроля регулируется следующими нормативными документами:

    • ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ст. 67);
    • ФЗ № 96-ФЗ (ст. 25);
    • ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ст. 26);
    • Приказы МПР №№ 74 и 261;
    • ГОСТ Р 56062-2014 и 56061-2014.
    Вопрос

    Какие классы отходов подлежат паспортизации?

    Ответ

    Сбор, вывоз, утилизация, обезвреживание и размещение у третьих лиц отходов предприятия или организации производится только при наличии специального паспорта с указанием класса опасности:

    Паспортизации подлежат следующие категории отходов:

    • I — чрезвычайно опасные (ртутные лампы, вредные химические продукты и т.д.);
    • II — высоко опасные (фенол, стирол, нитриты и т.д.)
    • III — умеренно опасные (трихлорэтилен, фосфаты, бензосодержащие отходы и т.д.);
    • IV — мало опасные (сульфаты, этанол, бытовой и строительный мусор и т.д.).

    Отходы V класса — практически неопасные и в паспортизации не нуждаются.

    Вопрос

    Когда нужно подавать заявку на получение комплексного экологического разрешения (КЭР)?

    Ответ

    Подавать заявку на получение комплексного экологического разрешения нужно не менее чем за 2 месяца до начала работы предприятия или компании. Денежный штраф за отсутствие КЭР достигает 100 000 рублей.

    Вопрос

    Для чего нужно разрабатывать перечень мероприятий по охране окружающей среды (ООС)?

    Ответ

    Главные задачи, на выполнение которых направлен ПМ ООС:

    • минимизация экологических платежей, избегание штрафов, приостановок деятельности и т.д;
    • разработка реалистичного плана сохранения и улучшения экологической ситуации в регионе;
    • внедрение экономически более выгодных способов производства, обработки, транспортировки, обращения с отходами и пр.
    Вопрос

    Какие предприятия и организации должны производить расчеты Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение?

    Ответ

    В рамках Комплексного Экологического Разрешения и на основании Декларации о воздействии на окружающую среду производить расчеты Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должны юридические лица и ИП, имеющие производства I и II категории опасности. Владельцы промышленных объектов III и IV категории опасности НВОС разрабатывать НООРЛ не обязаны.

    Документация

    Задать вопрос

    Задайте нам вопрос в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. И мы постараемся ответить на него в течении часа.
    Ответ придет на вашу почту.

      Заказ услуги

      заказанная услуга