Новости

Инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — это комплекс мероприятий по сбору и упорядочению информации и сведений о распределении источников загрязнения на территории предприятия (компании, организации), классе опасности источников выбросов, количестве и составе выбросов вредных веществ в атмосферу. После проведения инвентаризации составляется отчет, который хранится на предприятии и предоставляется при проверках Росприроднадзора.

Данный процесс регулируется Федеральным законом N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Кто и когда должен проводить инвентаризацию источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух

Инвентаризацию источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух должны проводить все предприятия, компании и организации, которые по специфике своей деятельности производят выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

До 2019 года инвентаризация проводилась с периодичностью раз в 5 лет. После редакции закона N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» этот срок был изменен на один раз в 7 лет. Также был введен термин «корректировка инвентаризации», который предусматривает проведение следующей инвентаризации или внесение поправок в инвентаризационную документацию после реализации каких-либо изменений в организации рабочего технического процесса на предприятии, повлекших за собой количественные или качественные изменения выбросов.

Например, причиной для проведения новых исследований по выбросам и внесению корректировок в инвентаризацию может стать замена оборудования, смена производственного сырья, обнаружение несоответствий между показаниями выбросов, проведенными ранее, и нынешней ситуацией.

Дополнительной корректировки или иного оформления данных, которые не изменились, не требуется.

Какие задачи выполняет инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух

Главные цели и задачи инвентаризации источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух:

  • выявление и учет всех стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • установление и изучение количественных показателей выбросов;
  • установление и изучение качественных показателей выбросов;
  • систематизация полученных данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • документирование полученных данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Чаще всего инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферу проводится для постановки на государственный учет объектов негативного воздействия.

Как проводится инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух

В ходе проведения инвентаризации источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух выполняется следующий алгоритм действий:

  • проводится обследование территории инвентаризационного объекта, анализ проектной документации, видов деятельности предприятия, а также анализ данных предыдущих инвентаризаций, если такие ранее выполнялись;
  • определяются технические устройства, а также процессы, которые являются источниками загрязнения;
  • выполняется систематизация сведений о размещении объектов и источников загрязнения на территории предприятия;
  • изучается состояние и особенности функционирования оборудования по очистке газа (ГОУ);
  • устанавливаются и фиксируются типы и технические характеристики оборудования, которое является источником загрязнения;
  • определяются и фиксируются качественные и количественные показатели выбросов;
  • проводится документирование результатов инвентаризации.

Штрафы и ответственность за выбросы вредных веществ в атмосферу

Штрафы и санкции за нарушение законодательства по выбросам вредных веществ в атмосферу варьируются в зависимости от статуса лица, совершившего нарушение, а также специфики нарушения.

За выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения предусмотрены следующие штрафные санкции:

  • для должностных лиц — 40 000 – 50 000 руб;
  • для ИП — 30 000 — 50 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц — 180 000 — 250 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток.

За нарушение условий разрешения на выброс или вредное физическое воздействие:

  • для должностных лиц — 40 000 – 50 000 руб;
  • для ИП — 30 000 — 50 000 руб;
  • для юридических лиц — 80 000 — 100 000 руб.

За нарушение правил эксплуатации, неиспользование либо использование неисправных ГОУ и аппаратуры контроля выбросов:

  • для должностных лиц — 1 000 – 2 000 руб;
  • для ИП — 1 000 — 2 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц — 10 000 — 20 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток.

Получите Бесплатную консультацию

    Вопрос ответ

    Вопрос

    Как классифицируются опасные отходы?

    Ответ

    Все опасные отходы при лицензировании подразделяются на IV класса:

    • Малоопасные (IV класс) — бытовой и строительный мусор, этанол, сульфаты и пр;
    • Умеренно опасные (III класс) — фосфаты, масляная отработка, бензосодержащие продукты, трихлорэтилен и пр;
    • Высоко опасные (II класс) — стирол, нитриты, кислота серная отработанная, фенол и пр;
    • Чрезвычайно опасные (I класс) — ртутные лампы, отходы термической регенерации ртути, асбестовые пыль и волокно, особо вредные химические продукты и пр.
    Вопрос

    Как долго действует лицензия по обращению с опасными отходами?

    Ответ

    Действие лицензии по обращению с отходами с I по IV класс опасности бессрочно. Однако в связи с изменениями законодательства документы, выданные до 1 июля 2015 года, необходимо оформить заново.

    Вопрос

    Какую отчетность предоставляет предприятие, если у него нет разрешения на выброс отходов?

    Ответ

    Если разрешение на выброс отходов не получено или не переоформлено в срок, определённый законодательством, предприятие предоставляет первичные данные по фактическим выбросам.

    Вопрос

    Какие предприятия должны сдавать отчетность по форме 2-ТП воздух?

    Ответ

    Ежегодно сдавать отчетность по форме 2-ТП воздух должны производственные предприятия, на территории которых расположены объекты, являющиеся источниками вредных выбросов в атмосферу, если объём разрешённого выброса превышает десять тонн в год или предприятия с объёмом разрешённого выброса в пределах от 5 до 10 тонн (включительно) с веществами I и II класса опасности в составе.

    Вопрос

    Какая административная ответственность грозит за отсутствие проекта зон санитарной охраны?

    Ответ

    Административная ответственность за отсутствие проекта ЗСО определяется в соответствии с ФЗ № 195 от 30.12.2001, статьи 8.13-15:

    • загрязнение воды, нарушение правил эксплуатации водных сооружений — 10 – 20 тысяч рублей для юрлиц;
    • загрязнение, засорение/истощение источников — 30 – 40 тысяч рублей для юрлиц;
    • нарушение правил при заборе воды, сбросе стоков в водные объекты — 10 – 20 тысяч рублей или приостановка деятельности до 90 суток для юрлиц.

    Документация

    Задать вопрос

    Задайте нам вопрос в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. И мы постараемся ответить на него в течении часа.
    Ответ придет на вашу почту.

      Заказ услуги

      заказанная услуга